Запись 42

Джордж Оруэлл «1984»

Буквально вчера закончила чтение такой классики антиутопии и социальной фантастики, как «1984» Джорджа Оруэлла. До знакомства с этим романом доводилось смотреть лишь одноименный фильм режиссера Майкла Рэдфорда, а до чтения самого оригинала так глаза и не доходили. Однако не смотря на то, что сюжет книги в целом уже был известен по фильму, менее интересной она от этого не стала. В целом, этот пост можно охарактеризовать как одновременное мнение как о фильме, так и о книге, однако, что бы полностью раскрыть произведение все же рекомендую книгу, ибо многого фильм в себе не уместил.

События романа происходят в Лондоне 1984 года, страны под названием Океания. Уинстон Смит - главный герой романа, ничем не примечательный служащий Министерства Правды, которое занимается ничем иным, как корректированием истории. Он, как и все члены внутренней партии, носит стандартизированный рабочий комбинезон синего цвета, выполняет нормы, принимает обязательное участие в демонстрациях и «двухминутках ненависти», получает нормированный пищевой паек и часто потребляет низкопробный джин «Победа». С виду Уинстон старается ничем не отличаться от остальных партийцев, но внутренне он «мыслепреступник», ставит под сомнение идеологию, строй, методы и цели партии, старается узнать хоть немного информации о настоящем, а не переписанном в угоду партии, историческом прошлом. Более того, в тайне от всевидящего ока телекрана, Уинстон Смит ведет дневник записывая на его страницы свои размышления. «Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе»- пишет Уинстон. Так или иначе, ему приходится соблюдать осторожность. В мире, где даже выражение лица может выдать мыслепреступника, Уинстон опасается слежки. Однажды он замечает, что некая девушка, служащая того же министерства Правды, следит за ним.

Роман Оруэлла как утрированное, гротескное отображение коммунистического строя, попросту говоря - тоталитаризма. «Большой Брат следит за тобой» - гласит главный лозунг произведения. Ничто не может укрыться от взора партии, ни мысль, ни тем более поступок, хоть сколько нибудь подрывающий её устои. Неугодные власти индивиды попросту исчезают, перестают существовать как документально, так и в умах обывателей. Ибо все, что говорит партия - истина. Если партия говорит, что человека никогда не существовало, значит его никогда не существовало. Если говорит, что дважды два - равно пять, значит так оно и есть. Более того, индивид должен не просто знать, но и безоговорочно верить в то, что дважды два - равно пять. И пусть по логике вещей это не является правдой, верить в то, что это правда жизненно необходимо. Это называют «двоемыслием». «Говорить заведомую ложь и одновременно в неё верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, — всё это абсолютно необходимо.»

«1984» несомненно безысходное произведение, во многой мере тяжелое, «маслянистое», но написанное приятным для чтения слогом. Роман погружает в атмосферу обшарпанных зданий, вечной промозглости серого неба, хмурости и неприветливости окружающих лиц, атмосферу транспарантов, лозунгов, слепого патриотизма, нескончаемой пропаганды и внешней войны. В «1984» зачастую находишь отражения нашей действительности - постоянно ужесточающиеся ограничения на свободу слова, свободу СМИ, свободу высказываний в интернете, свободу выражения чувств, искажение новостных публикаций в угоду правительства и т.д. Роман Оруэлла, как отражение самого худшего из вариантов развития государства, как своего рода предостережение. Повествование безысходно до конца, в мире «1984» нет надежды на свержение власти, нет надежды на революцию, а любое инакомыслие, любые чувства будут подавлены безжалостной машиной, которая существует не ради блага народа, а только лишь ради власти. В целом роман ничему конкретному не учит и вывести из него какую либо итоговую мораль вряд ли получится, Оруэлл лишь изобразил к чему может привести такого рода политический строй, показал принципы и мотивы его устройства. К счастью отраженный в романе тоталитаризм по многим причинам не сможет существовать в реальном мире. Что же касается персонажей книги, они отражены с максимальной реалистичностью. Уинстон Смит далеко не герой, не смотря на свое нестандартное мировоззрение он, как и любой человек, способен на малодушие, эгоизм, страх, предательство и глупость. Зачастую главный герой романа и вовсе вызывает отвращение.

Стоит ли порекомендовать «1984» к прочтению? Определенно, как классику в жанре антиутопии и безысходного чтения. Многие последующие произведения мировой культуры в схожих (И не только) жанрах почерпнули что-то для себя из романа Оруэлла. Возможно кому-то первая половина книги покажется затянутой и скучной, однако я прочла её «на одном дыхании».